
Интервью с Алиной Блюмис
12.10.2019
9 октября в Галерее современного искусства “Ў” открылась выставка нью-йоркской художницы из Минска Алины Блюмис под названием “Classification Patterns: Christian, Muhammad, Lee”.
dadalog был на открытии и поговорил с художницей о Беларуси и о том, кто такой современный художник.
Алина Блюмис родилась в Минске и училась в гимназии-колледже искусств имени Ахремчика, а потом переехала в Нью-Йорк и поступила в BFA, School of Visual Arts и получила диплом Advanced Course in Visual Arts in Fondazione Antonio Ratti в городе Комо (Италия). Выставляется в Европе и США, ее работы находятся в частных и публичных коллекциях по всему миру.
“Classification Patterns: Christian, Muhammad, Lee” - первая персональная выставка Алины Блюмис в Беларуси. В нее вошли работы из проектов “Most of Us Are”, “Amateur Watching at Passport Control”, “My Soviet Childhood, He” и “My Soviet Childhood, She”. Кураторка выставки - Ирена Попиашвили. Посмотреть экспозицию в Галерее современного искусства “Ў” можно до 31 октября. Одновременно с этим у художницы проходит выставка в Galerie Anne de Villepoix в Париже. Больше информации об Алине Блюмис и ее проектах вы можете найти на ее сайте.

Instagram Алины - @alinabliumis
Настя: Когда в последний раз вы были в Беларуси?
Алина: Три года назад. За 26 лет это был мой первый приезд, и я провела здесь около пяти дней. Я все время ждала, когда будет какая-нибудь выставка или культурное событие, по поводу которого я бы приехала в Беларусь, но ничего не происходило и я приехала просто так, посмотреть на все новыми глазами. Это мой второй приезд.
Н: Что чувствуете, возвращаясь сюда?
А: Впечатления хорошие, наверное, если такими терминами вообще можно описать впечатления. Как и все остальные страны - хорошие люди, интересно. А в первый раз мне показалось, что город очень пустынный, но ничего негативного я сказать не могу.
Н: Куда первым делом сходили или собираетесь сходить в Минске?
А: Когда я приехала первый раз, то сходила в свою школу (прим. ред.: Гимназия-колледж искусств имени Ахремчика), к бабушке с дедушкой, в место, где я родилась. В этот раз делать ностальгическую экскурсию уже не надо. Я приехала на 10 дней, сначала монтаж и открытие выставки, а потом мы с друзьями пойдем в Национальный музей, в Музей Савицкого, в Музей Азгура, посмотреть мозаику в городе и поехать в Хатынь, в общем - у нас большие планы. Одна моя подруга хочет пойти в Музей Кота, еще наша общая подруга делает во Дворце искусства выставку, посвященную архитектуре, туда мы тоже пойдем.


Открытие выставки в Галерее Ў
Н: Вы следите за развитием искусства в Беларуси и на постсоветском пространстве?
А: Я читаю новостные сайты и подписана на рассылку Андрея Дурейко. Он каждый месяц присылает анонсы того, что делали белорусские художники, которые уехали, и собирает другую информацию о белорусском искусстве. Так что не то чтобы я слежу, но знаю.
Н: Что делать белорусскому художнику, если он хочет выйти на международный уровень?
А: Давайте зададим этот вопрос Ирене, потому что она куратор и сможет на него ответить.
Ирена: Самое главное - подготовить хорошее портфолио. Следить за международными новостями в этой сфере, читать публикации. Смотреть, какие выставки проходят и знать, какие галереи ими бы заинтересовались, потому что галереи часто проводят open-call. И делать выставки здесь, конечно. Необязательно в галереях и музеях, можно сделать однодневную выставку или что-то такое, чем они привлекут внимание. Важно заинтересовать кураторов, они помогут художникам показать свои работы в разных местах.
Н: Ваша выставка касается понятия «гражданин мира». Вы сами себя ощущаете гражданином мира? И почему?
А: Думаю, да. В последнее время мы часто обсуждали, что я художница из Минска и живу в Нью-Йорке, о национальной принадлежности. Вся выставка посвящена государственной символике. Я не хочу быть американской художницей, но и белорусской тоже не хочу. Мне нравится эта ниша между культурами, нравится, что я не принадлежу стопроцентно ни к одной, ни к другой. Это и есть гражданин мира? Слово “космополит” мне нравится больше, хоть оно и было ругательством в советское время.
Н: Как вы определяете для себя это понятие?
А: Человек мира - это своеобразная свобода, ты не скован понятиями. Знаете, как говорят, не приезжай со своим самоваром в гости. Когда я приезжаю в другую страну, с проектом или без, я не прихожу со своим уставом. Я смотрю, как живут люди вокруг и адаптируюсь. В разных странах разные культуры и я спокойно к этому отношусь. Надо быть немного более flexible.
Н: Можно ли быть «ненациональным» художником?
А: Мне кажется, да. Хорошо быть индивидуальным и представлять свою нацию, но не быть национальным. Искусство - международный язык. Надо уметь объяснить свои ценности так, чтобы это было понятно вне твоей культуры. И это очень сложно. Есть много художников, которые делают работы, интересные только в их среде, потому что среда все знает и понимает. Но важно объяснить это зрителю, который ничего не знает о тебе и твоей культур.


Н: Зритель - любой человек или тот, кто уже имеет какую-то базу?
А: Мне кажется, что любой человек. Нельзя сказать, что, вот, мы делаем только для тех, кто понимает современное искусство. Это очень ограниченный подход. Я не говорю про какие-то конкретные жанры, я говорю про искусство в целом. Многие музеи сейчас стараются популяризировать искусство, а туристы специально приезжают в город, чтобы сходить в музей. Искусство может быть понятно всем. Если оно не понятно никому, то, скорее всего, это недостаточно хорошо сделанная работа.
Н: А вам не кажется, что искусство может потерять какую-то часть себя, если станет слишком массовым?
А: Оно никогда не станет массовым, чтобы увидеть искусство - надо физически прийти в музей. Это экстрашаг,который не всегда легко сделать. Почитать книгу можно дома, послушать музыку-в машине, а за искусством надо идти в какое-то помещение. Элитарность искусства - не всегда положительная характеристика.
Н: Как не потерять чувство собственного ”я” в массе имен и усредненных характеристик?
А: Я расскажу, как вообще пришла идея работать со статистикой. Я разговаривала с одной влиятельной в сфере искусства женщиной из России и она проецировала европейские ценности на искусство Африки. И я подумала, что это очень забавно - я родилась в Минске, живу в Нью-Йорке и тоже постоянно говорю о европейских ценностях, культуре. А ведь Европа такая маленькая. И мне стало интересно, а какие ценности у среднестатистического человека. Мое любимое - о чем люди мечтают и какой сон самый популярный. Самый популярный сон о том, что человек падает или в публичном месте обнаженный. А мечтаем мы в основном в душе о будущем. Все эти пункты: 28 лет, зовут Мухаммед, фамимия Ли, христианин - через запятую это все правда, но если ее убрать - такого человека не существует.


Н: Очень часто вы работаете в соавторстве с Джефом Блюмис. Что сложнее - работать соло или в соавторстве?
А: Мы очень много лет работали вместе и работалось очень легко. У нас всегда были концептуальные проекты, то есть, они основаны на идеях. Но когда дело доходит до практики - мы любим делать разные вещи. Сейчас мы работаем отдельно, в этом есть своя прелесть- не надо ничего обсуждать. Что хочешь, то и делай. Но если мы повторяем наши старые проекты, то работаем вместе. Может, мы и дальше будем работать вместе. Сейчас просто период такой.
Н: Что дальше? Поделитесь творческими планами.
А: Я поеду работать в студии. Хочу сделать работу, немножко связанную с Беларусью.
Н: Быть художником в Нью-Йорке - как это?
А: Мне кажется, быть художником замечательно везде. Художникам в Нью-Йорке не легче и не сложнее, чем художникам во всех остальных городах. Работа идет с самим собой. Самовыражение идет изнутри независимо от того, где ты.
Н: Может ли хороший художник быть неизвестным?
А: Конечно. Есть такое исследование, если вы откроете Артфорум двадцатилетней давности и посмотрите на список популярных тогда художников, вряд ли там будут знакомые имена, сейчас вы их не знаете. Популярность - это не то, к чему должен стремиться художник. И если вы хотите заработать денег, тоже не стоит заниматься искусством.
Н: Современный художник должен создавать новое или переосмыслять старое? Художник сегодня - кто это и какова его цель?
А: Изобретать велосипед не надо, но можно смотреть по-новому на уже существующие вещи. Нужен новый взгляд, а не продукт. Все дело в идеях.
Цель - самовыражение. Для меня это больше процесс, происходящее в голове - идея, взгляд, аналитика. А кто это - мыслящий человек, наверное. Это явно не связано с умением рисовать.






_JPG.jpg)











