top of page
ыокн.jpg

VEHA

Трилогия проектов белорусской фотографии. Часть первая.

28.04.2020

Проект занимается сбором любительских архивных фотографий, сделанных в Беларуси на протяжении прошлого века. Фотографии собираются вокруг определенной тематики — празднование Рождества, особенности свадебных обрядов, похоронные фотографии…

VEHA существует с 2017 года, за это время вышла книга "Найлепшы бок" - фотоальбом архивных фотографий из разных углов Беларуси, с экспертным анализом этнографических и визуальных особенностей. Кроме того, проект, на основе собранных материалов участвует и организовывает выставки. В ближайшее время VEHA планирует запустить подкасты.

Снимок экрана (246).png
Снимок экрана (247).png

Выставка "Дзявочы вечар"

Подробней о VEHA рассказывает его арт-директор, Леся Пчелка:

VEHA - это инициатива, которая работает над проектами "Найлепшы бок", и  “Дзявочы вечар”. Мы работаем с архивными и семейными фотографиями, историей повседневности. Наша цель — привлечь внимание к сохранению фотоархива, и популяризации его в обществе, показать, что это такой же исторический документ, который может многое рассказать о прошлом, того что не расскажут учебники по истории.

Кроме этого, мы проводим курс по работе с семейным архивом, читаем лекции, но основная сфера состоит в работе с любительскими фотографиями.

Снимок экрана (244).png
Снимок экрана (245).png

Юра: Каким образом вы находите снимки?

     Леся: Когда мы объявляем коллекцию, как, например, в наборе “Найлепшы бок” - это были портреты на фоне тканых ковров, на территории современной Беларуси. Мы объявляем тему, и нам присылают отсканированные фотографии на почту.

Также было и с “Дзявочым вечарам” - это свадебные фотографии, сделанные в Беларуси до 1985 года. Таким образом, мы собираем фотоархив, из разных семейных фотоархивов по всей Беларуси, каталогизируем, обрабатываем его, систематизируем, публикуем на сайте veha.by. Каждая фотография подписана — откуда она и когда создана. Мы как бы посредники между отправителями и исследователями.

Кроме этого мы отправляем запросы в этнографические музеи Беларуси. Если у них есть такие фотографии, они их нам присылают, кто-то отвечает, кто-то нет. Таким образом, наш архив формируют 340 человек, и 17 этнографических музеев.

Критерии, для того чтобы фотография попала в коллекцию: первый и общий — фотография должна быть сделана на территории Беларуси. Второй — зависит уже от темы проекта.

Снимок экрана (243).png
Снимок экрана (249).png

Ю: Глядя на эти фотографии, можно ли выделить общие черты, присущие людям той эпохи?

     Л: Мы работаем над визуалом, для нас интересна не сама история, которая стоит за фотографией, а процесс - как люди объединяются, что их мотивирует, почему они присылают свои фотографии, как они потом появляются в книгах. Все это — такое взаимодействие в сообществе, я считаю это самым ценным, что есть в VEHA.

Да, можно сделать определенные выводы, просматривая снимки на нашем сайте. Но то, что вы там увидите — вещь исключительно субъективная, все зависит от нашего личного опыта. Мы можем видеть типажи, либо не видеть их, разный социальный или материальный статус. Разные поколения людей будут по-разному смотреть на фотографии из коллекций.

 

Когда мы делаем коллекции, кроме ее сбора, проведения выставки, мы проводим исследование, отображение которой потом можно найти в книге, в которой есть визуальный, социологический, психологический анализ. Как раз в книге “Найлепшы бок” есть отсылки различных экспертов по этим направлениям.

 

Сейчас мы готовим издание второй книги, ”Дзявочы вечар", там будет подниматься тема положения женщины в обществе, попытка оценить это с исторической позиции. Мы также планируем записать подкасты, обсудить все это — каждое десятилетие, что происходило с женщинами в это время, как менялась мода, традиции, обычаи.

Снимок экрана (241).png
Снимок экрана (242).png

Ю: Чего сейчас не хватает VEHA и ради чего инициатива участвует в #Артпроездной?

     Л: Мы существуем как независимая инициатива, никем не финансируемая, основные наши расходы касаются проведения лекций, публичных мероприятий, курса по работе с семейными архивами. Сейчас этого всего нет — офлайновых проектов. Все, что мы можем — либо продолжать работу над остальными проектами, либо нашей небольшой командой оставить это все.

bottom of page