“I see my father as an artist, although he doesn't have an Instagram”

- Tasha Kotsuba is telling about her new exhibition and pseudonyms

March 17 (Tuesday) in Zal#2 an exhibition of Tasha Kotsuba called "HOME" is going to open. The exhibition will be the first of a new project of the New Cultural Initiative “Autumn Salon with Belgazprombank: New Names”. On this occasion, dadalog talked with the artist about pseudonyms, criticism and how it feels - to show your personal experiences in the gallery.

Anastasia: You studied at the Belarusian State Pedagogical School. What is your specialization?

Tasha: I'm a artist-teacher. My specialty is called Art and Drawing. Folk arts and crafts. 

A: And you practiced in Slutsk. Tell about it.

T: After graduation I was not taken to Minsk College "because I look strange". I was teaching drawing and engineering classes. I really liked it. The first two months were hard, but then it turned out to be super comfortable. Both teachers and students welcomed me quite warmly. Although the students scared me, I already had nightmares. It was super scary to give my first lecture, but the students were interested and it was fun. I worked 3.5 hours a day, the rest of the time I was making art, and on weekends I came to Minsk.


The first year everyone tried to find me on social networks, but could not because of a pseudonym. And then I was interviewed by a Slutsk newspaper, and some students and even teachers subscribed to me. Then I was worried about a possible negative reaction, but everything was fine.

A: Why did you decide not to stay there?

T: I realized that I wanted to grow, to try myself in Minsk. Some time after I moved, I had thoughts to come back. It would be easier for me to live in a small city, sometimes go to Minsk to buy materials, see people - and then go back.

A: What are you doing now?

T: I'm getting ready for the exhibition. Really 24/7. I draw, I just want to finish everything and leave to relax for a couple of days and start a new project afterwards.

A: Tell me about Karma Crew. How did you get there?

T: We have a community which is really cool, I feel myself like a part of a family. Earlier I didn't have any artists friends who did not compete with each other, but, on the contrary, we are inspiring each other.

I met Gleb when I was in my fifth year of study. He texted me, we met at a bar and he offered to become part of the team. I thought then: “weird dude, okay.” When he opened the bar, I've painted a piece of the wall there, and then after a couple of months I started hanging out at the Karma bar - and that's all, even now it is my favorite place in Minsk.

A: You had three aliases. Are they all different people for you? What did affect the name change?

T: No, they are one person. I have been called Tasha since 9th grade. At first there was "Hood". I thought it was fun and symbolic like "hood" - "hoodozhnik" (artist in translation from Russian), and then I thought that there could be different interpretations of the word, decided that this was nonsense and came up with "Kapyshon" (Hood in translation from Russian).

My real surname - Kotsuba - I didn't like it before. In the village where I grew up, it was a very popular last name and i felt like my personality was lost. I didn't tell my last name to new friends, only close friends knew. Then I noticed that I started to sign my works with a real last name - so here we are.

A: Is it possible to be an artist without having an Instagram today?

T: Of course. An artist is not a profession, it is a state of mind. I see my father as an artist, and he doesn't have an Instagram. Depends on what kind of goals you have.

A: How do you feel about criticics?

T: I don't feel anything specific about it. I don’t perceive unconstructive criticism from strangers at all, but I react sharply to words from close friends. Things that I put on the canvas - are personal experiences, jokes and comments can hurt me.

A: Who is the ideal viewer for you?

T: Everyone. If people come and look - it's cool.

A: Does art exist for the viewer or for the artist?

T: There is a nice phrase, I don’t remember exactly, but the point is that an artist doesn't exist without a viewer. It exists for both of them. To some extent, we are both creators and spectators.

A: Is there a difference between creativity and art for you?

T: I think there is. It seems that art is something more sublime, and creativity is something more artisanal. But I really like the phrase "love and creativity." And very often I use the word “creativity” when I talk about my art.

A: What is art?

T: Art can be everything. Any item and any action.

A: Your exhibition is about finding home and whether or not to do it at all. Have you found your home?

T: The exhibition consists of seven self-portraits, a short film and installations. One self-portrait is what I look like, and six of them are internal self-portraits. They are quite controversial. I was interested to work on them, each time it was a deep introspection. I was trying to concentrate for every job, delved into myself. And, I think, I was lucky that since childhood I knew that I want to be an artist, and art is my home. But this home is also a controversial concept. In Slutsk, I’m very used to loneliness and now I can’t imagine how it is to let someone into your house. Although I would like to.

A: This is a quite personal exhibition. How do you feel while you're sharing it?

T: Awful. I wanted to leave on the 17th, but I have to go to the opening. There is still a movie interview for about 8 minutes. I hope everyone who watches it, gets inspired, wants to do something: go to work or take a walk. I wish to inspire people.

A: Which artist from the past or present would you like to meet?

T: Picasso, he seemed to be a funny dude, although his work is not close to me. I would also like to meet Lynch, but I love him so much that I'm afraid. I would like this skip this moment when you only get to know each other and feel a bit awkward and go straight to the moment when you sit and drink coffee with together like friends.

A: Favorite piece of art.

T: The book “The Diaries of Susan Sontag” and “The Lonely City” by Olivia Lang. There are five favorite directors, but the most favorite is Sergio Caballero. He has a tough short film - never watch it, and two great films.

A: Give an advice to Tasha from the past and ask a question to Tasha from the future.

T: I would say: “You are doing everything right.” I don't regret anything. If I gave advice, I might not be where I am now. Question for future Tasha: Damn! When will you learn English??

“Своего отца я считаю художником, а у него нет Инстаграма”

- Таша Коцуба о своей новой выставке, псевдонимах и отработке

14.03.2020

Автор статьи: Анастасия Рунец

Фото: Валерия Бурко

17 марта (вторник) в Zal#2 откроется выставка Таши Коцубы под названием «HOME». Выставка станет первой из нового проекта Новой культурной инициативы «Осенний салон с Белгазпромбанком: Новые имена». По такому случаю dadalog поговорил с художницей о псевдонимах, критике и о том, каково это - показывать свои личные переживания в стенах галереи.

Настя: Ты училась в БГПУ им. Танка, кто ты по образованию?

     Таша: Я педагог-художник. Моя специальность называется “Изобразительное искусство и черчение. Народные художественные промыслы”.

Н: И ты отрабатывала в Слуцке. Расскажи об этом.

     Т: По окончании меня не взяли в минский колледж, потому что я выгляжу странно. Я вела пары по черчению и инженерной графике, плюс кружок по рисунку и живописи. Мне очень нравилось. Первые два месяца было тяжело, но дальше оказалось супер комфортно. Меня довольно тепло приняли и преподаватели, и студенты. Хотя студентами меня пугали, мне уже кошмары снились. Было супер страшно вести свою первую лекцию, но студенты были заинтересованные и им было прикольно. Я работала 3.5 часа в день,в остальное время занималась творчеством, а на выходных приезжала в Минск.


Первый год все пытались найти меня в социальных сетях, но не могли из-за псевдонима. А потом у меня взяла интервью слуцкая газета, и на меня подписались некоторые студенты и даже педагоги. Потом я переживала из-за возможной негативной реакции, но все было хорошо.

Н: Почему решила не оставаться там?

     Т: Я понимала, что мне хочется роста, попробовать себя в Минске. Через некоторое время после того, как я переехала, у меня были мысли вернуться обратно. Мне легче было бы жить в небольшом городе, ездить иногда в Минск, закупаться материалами, видеться с людьми - и обратно.

Н: А чем занимаешься сейчас?

     Т: Готовлюсь к выставке. Вот прямо сутками. Рисую, уже хочется все доделать, потом уехать отдохнуть пару дней и заняться новым проектом.

Н: Расскажи про Karma Crew. Как ты попала туда?

     Т: У нас такое комьюнити, очень классное, я чувствую себя частью семьи. У меня не было раньше друзей-художников, которые не конкурируют друг с другом, а, наоборот, друг другом вдохновляются.

 

Познакомилась с Глебом, когда училась на пятом курсе. Он мне написал, мы встретились в баре и он предложил стать частью команды. Я подумала тогда: “странный чувак, ну ладно”. Когда он открыл бар, я раскрасила там кусок стены, а потом через пару месяцев затусовалась в баре Карма - и все, до сих пор это мое любимое место в Миснке.

Н: У тебя было три псевдонима. Для тебя это все разные люди? Что вообще влияло на смену имени?

     Т: Нет, это все один человек. Ташей меня называют с 9 класса. Сначала было Hood. Я подумала, что это прикольно и символично, типа худ - художник, а потом подумала, что могут быть разные трактовки этого слова, решила, что это бред и написала Капюшон.

 

Моя настоящая фамилия - Коцуба - мне раньше очень не нравилась. В деревне, где я выросла, она была просто у всех и индивидуальность терялась. Я не говорила ее новым знакомым, только близкие друзья знали. Потом заметила, что начала иногда подписывать работы своей фамилией - и вот.

Н: Можно сегодня быть художником и не вести Инстаграм?

     Т: Конечно. Художник - это не профессия, это состояние души. Своего отца я считаю художником, а у него нет Инстаграма. Зависит от того, какие цели ты преследуешь.

Н: Как относишься к критике?

     Т: Никак. Неконструктивную критику от незнакомых людей я вообще не воспринимаю, но на слова от близких реагирую остро. То, что я выливаю на холст - личные переживания, шутки и комментарии могут меня задеть.

Н: Кто для тебя идеальный зритель?

     Т: Любой человек. Если он уже пришел и смотрит - это классно.

Н: Искусство -  для зрителя или для художника?

     Т: Есть классная фраза, точно не помню, смысл в том, что художник без зрителя - не художник. Оно и для тех, и для тех. Все мы в какой-то мере и творцы, и зрители.

Н: Для тебя есть разница между творчеством и искусством?

Думаю, она есть. Создается впечатление, что искусство - это что-то более возвышенное, а творчество - что-то более ремесленническое. Но я очень люблю фразу “любовь и творчество”. И очень часто использую слово “творчество”, когда говорю о своих работах.

Н: Что такое искусство?

     Т: Искусство - это все. Любой предмет или любое действие.

Н: Твоя выставка о поисках дома и том, надо ли вообще это делать. Ты свой дом нашла?

     Т: Выставка состоит из семи автопортретов, небольшого фильма и инсталляций. Один автопортрет- то, как я выгляжу, и шесть - внутренние автопортреты. Они довольно противоречивые. Мне было интересно работать над ними, каждый раз это был глубокий самоанализ. Я настраивалась на каждую работу, копалась в себе. И, думаю, мне повезло, что я с детства знала, что хочу быть художником, и искусство - мой дом. Но этот дом - тоже противоречивое понятие. В Слуцке я очень привыкла к одиночеству и сейчас не представляю, как это - впустить кого-то в свой дом. Хотя хотелось бы.

Н: Это довольно личная выставка. Как ты чувствуешь себя, когда делишься этим всем?

     Т: Ужасно. Я хотела 17 числа уехать, но надо пойти на открытие. Там еще есть фильм-интервью минут на 8. Надеюсь, каждый, кто его посмотрит, воодушевится, захочет что-то сделать: пойти поработать или прогуляться. Хотелось бы, чтобы он вдохновлял.

Н: С каким художником или любым творцом из прошлого или настоящего ты бы хотела познакомиться?

     Т: С Пикассо, он вроде был забавным чуваком, хотя его творчество мне не близко. Еще хотела бы познакомиться с Линчем, но я его настолько сильно люблю, что боюсь. Я бы хотела эту стадию, когда ты только знакомишься и тебе немного неловко, переступить и сразу сидеть и пить с ним кофе, как друзья.

Н: Любимое произведение искусства.

     Т: Книга “Дневники Сьюзен Зонтаг” и “Одинокий Город” Оливии Лэнг. Любимых режиссеров пять, но самый любимый - Серхио Кабальеро. У него есть жесткая короткометражка, никогда ее не смотрите, и два прекрасных фильма.

Н: Дай совет Таше их прошлого и задай вопрос Таше из будущего.

     Т: Я бы сказала: “Ты все делаешь правильно”. Я ни о чем не жалею. Если бы я дала совет, могла бы оказаться не здесь. Вопрос для будущей Таши: когда ты выучишь английский? Сколько можно?