top of page

Коммерческий потенциал или самовыражение – что выбирают творцы?

Таша Коцуба, Евгений Шадко и Анастасия Рыдлевская о трендах в искусстве, коммерции и паразитизме на инфоповодах

11.03.2021

Наблюдая за ростом волны протестного искусства, превратившейся в настоящее цунами, невольно задаешься вопросами о том, что такое хорошо и что такое плохо в трендах арт-экосистемы. Как реакция на внешние события трансформируется в физический объект? Ведет ли художник внутренний спор о коммерческой составляющей и самовыражении или вопрос риторический? На 5 вопросов о выборе и ориентирах отвечают художники Таша Коцуба, Евгений Шадко и Анастасия Рыдлевская.

Вика Мехович.jpg

Таша Коцуба

 

Работает в смешанной технике. Персональная выставка – «НОМЕ» (2020).

Участница выставок «Осенний Салон», «Арт-Минск», «Karma».

Таша в Instagram.

Анна Шот.jpg

Анастасия Рыдлевская

 

Живопись, графика,

смешанная техника. Персональные выставки: «Сновидения» (2020), «Обними меня, мне страшно» (2020). Участница выставок «Человеку нужен человек», «Осенний салон», «Before/after 20/20 Belarus» (Краков), «Solidarité avec le Bélarus» (Париж), «New Belarus Art. Geiseln» (Гамбург), «Линии любви», «Мы, конечно, сразу в рай».

Настя в Instagram,

Настя на Behance.

Таня Капитонова.jpg

Евгений Шадко

 

Contemporary painting. Выставки: «Escape», «Daybreak». Участник выставок: «NON PLACE», «Алфавит». Больше проектов здесь.

Женя в Instagram,

Женя в Tumblr.

Надя: Вы отслеживаете тренды в искусстве, чтобы применять их в своем творчестве?

 

Таша: Не отслеживаю и тем более не применяю. Но, конечно, невозможно абстрагироваться полностью от потока информации, мелькающей в социальных сетях, если ты часть этого. Поэтому насмотренность у меня есть. Еще очень люблю разные лекции и книги об искусстве — для общего развития скорее, чем для вдохновения. Если осознавать каждый свой жест, в искусстве прослеживаются параллели с тем, что просматривала, и от этого грустно. Но я успокаиваю себя: раз откликнулось, значит близко душе. В общем, я очень много смотрю и слушаю, это очень люблю, и, скорее всего, это всё как-то перерабатывается и приходит ко мне уже в законченных идеях и образах, которые не дают покоя, пока не реализую в жизнь.

Анастасия: Мне кажется, что это слова антагонисты на глубинном уровне: тренд и искусство. Мне тяжело понять и принять, как можно подходить к искусству с позиции трендов. Ты либо создаешь, либо нет. А вот что у тебя получается искренне и насколько это актуально — тут уж как повезет.

Евгений: Я слежу за интересными мне людьми в Инстаграм, за молодыми неизвестными и известными художниками. Существует огромный набор приемов, которые можно использовать во время работы над картиной. Умение их использовать и выстраивать на поверхности и позволяет работе быть современной и влиять на зрителя. Когда я смотрю на свои работы и на работы других авторов, я словно «переоткрываю» эти способы и приемы. Это как сходить в спортзал или на пробежку.

Стараюсь попадать на выставки любимых художников, но это скорее не про Минск и Беларусь, к сожалению. Часто мне кажется, что нам нужно больше общаться, обсуждать, создавать эту атмосферу и тренды.

кацуба, pistol.jpg

Таша Кацуба

Надя: Насколько для вас важен коммерческий потенциал работы, и как вы его определяете? При выборе выразиться или «продаться», что становится решающим фактором?

 

Таша: Я в целом не особо парюсь о деньгах во всех сферах, тем более если речь идёт об искусстве. Поэтому часто я безденежная тварь, которая тратит всю зп на материалы и радуется этому. Иногда кажусь себе неповзрослевшей. Мне даже слово «коммерция» отвратительно. Хочется отдавать свои объекты человеку, пусть он разбирается с продажами и выставками, а мне выделяет какой-то минимум. Так что, дорогие читатели, если среди вас есть желающий стать моим менеджером, буду очень рада познакомиться. Мое творчество — это самое искреннее и настоящее, что у меня есть, это язык. Какие деньги, вы что.

Анастасия: Я не очень люблю расставаться с оригиналами, тяжело воспринимать их как товар. С радостью продавала бы только принты и иногда картины, потому что у меня очень сильная эмоциональная связь с ними. С другой стороны, не продавать работы я не могу, потому что нужны деньги на материалы. А еще вся моя грусть при расставании проходит, когда я вижу, что они попадают в хорошие руки. Часто отказываюсь продавать свои работы, потому что поначалу слишком привязываюсь. Но проходит время и я спокойнее к этому отношусь. Не хочу, чтобы продажа картин была залогом выживания: так пропадает вся радость от процесса создания и начинается работа за вознаграждение, по необходимости. Я получаю чистую радость, когда создаю и не хочу это потерять. Короче, не хочу превращать эту сферу жизни в капиталистическую гонку, но при этом всегда рада, когда картина находит новый чудесный дом, где ее ценят. Так, коммерческий потенциал работы не принимается в расчет при ее создании.

Евгений: У меня давно нет такого выбора. Мне очень важно не быть скучным для себя, иначе я рискую впадать в апатию, а для меня самая большая мотивация — это не впадать в апатию. Если не идет процесс, то лучше переключиться на что-нибудь другое, подзаработать в другом месте, если вопрос о деньгах. Даже можно сделать специально что-нибудь на заказ. Главное не идти на компромисс в своей работе, иначе легко сбиться с ориентиров. По моему опыту, когда работаешь для себя без коммерческого давления или дедлайна, то работа всегда находит отклик и заинтересованных людей.

рыдлевская, две королевы.jpg
Рыдлевская,_Глубоко_внутри_чувство,_что_

Анастасия Рыдлевская

Надя: Чей отзыв для вас важнее: критика, зрителя или друга?

 

Таша: Наверное, друга: чем ближе человек, тем ценнее отзыв. По правде говоря, не помню, чтобы мне выражали критику. Наверное, у меня какой-то похуизм на это. Всегда было плевать, а что же люди скажут.

Анастасия: Мне всегда приятно получать отзывы о моем творчестве от кого угодно. Это окрыляет, а особенные слова даже записываю в дневник как напоминание о человеческой доброте. Они помогают вылезти из пропасти нестабильной самооценки и держаться в состоянии полета. Очень согласна с Линчем, что художник должен быть счастливым, чтобы творить. Но стараюсь не определять свою ценность как художника через похвалу или отзывы, чтобы не попасть в дофаминовую ловушку одобрения и не страдать, если ее нет. Что касается критики, то отношусь спокойно, но держу в уме, что в мире искусства субъективный элемент всегда ключевой. Хочу иметь внутри стабильный стержень понимания ценности собственных работ, а не рассчитывать на кого-то извне.

Евгений: Разве у нас в Минске есть критики, которые реагируют на выставки или новые работы? Мне важны все отзывы, это важное взаимоотношение, но я не позволяю им вмешиваться и влиять на процесс.

eugene.shadko, puskinskaja.jpg
eugene.shadko, untitled.jpg

Евгений Шадко

Надя: Паразитизм на инфоповоде для художника – это хорошо или плохо? Можете привести удачные и неудачные примеры?

 

Таша: Всё хорошо, я считаю. Каждый самовыражается, как может и хочет, и находит свои пути. В любом случае у меня или безразличие к каким-то принципам в искусстве, или уважение к тому, что близко. Примеров куча. В одних только обзорах о всяких ярмарках современного искусства, русских и зарубежных, но я не особо в это вникаю, мне эта тема не близка.

Анастасия: Смысловой оттенок слова «паразитизм» в вопросе говорит сам за себя. Если к искусству подходят цинично, с целью личной выгоды и паразитируют на инфоповоде, который дает много реакций – это низко и ничего общего с искусством не имеет. Это краткосрочный товар, пустота, заполнение потребительского инфополя. Здесь все определяет степень искренности. Если художника поглотила та или иная актуальная тема, ему есть что сказать и для него это не просто «инфоповод», а нечто, что зацепило душу, то термин «паразитизм» не уместен.

 

Примеры паразитизма приводить не буду, но могу привести классный пример важных и нужных работ на актуальный инфоповод — искренний порыв протестного искусства. Люди этим сейчас дышат и живут, соответственно, оно проявляется в творчестве. Да, для кого-то это инфоповод, а для другого – это сама жизнь прямо сейчас. Люди рисуют не для хайпа, люди рисуют, потому что картины – это их голос, это их жизнь и реальность, от которой невозможно убежать.

Евгений: Для кого-то это способ находить темы и материалы для своих работ. Можно напрямую черпать из новостных лент и Фейсбука идеи. Но я очень быстро устаю, когда акцент смещается на пролистывание телеграм-каналов и ленты Фейсбука, где всё настолько актуально, что теряется восприятие самой сути. Нужно иметь определенное мышление, чтобы так быстро реагировать и создавать работы. В таком подходе на первое место выходит мысль, иногда юмор, и живопись здесь абсолютно не важна. Но меня интересуют процессы, которые происходят немного глубже и не так заметны, на первый взгляд, внешне. Это как сама живопись: она статична, но за этой поверхностью краски происходят процессы, которые влияют и на художника, и на зрителя. Если говорить о примере, то это моя работа с названием Puškinskaja. Это слово было в воздухе в августе, это одно из мест, где обнажилось добро и зло.

кацуба, Мой бог.jpg

Таша Кацуба

Надя: Что значит «быть востребованным» для художника в целом, и для вас в частности?

 

Таша: Быть востребованным — это, наверное, когда тебя многие хотят. Быть востребованным для общества — значит поднимать темы, которые волнуют это общество, говорить на одном языке с обществом, открывать глаза на реальность. Можно быть коммерчески востребованным художником, крутиться в особых кругах. Можно быть востребованным для какой-то группы людей. Думаю, многие знают, как это и что это в теории. Я себя считаю востребованным художником среди определённой группы людей, но не для большинства, если в рамках нашей страны говорить.

Анастасия: Банально, когда знают твои работы и хотели бы прийти на них посмотреть на выставку, когда продаешь картины за приемлемую для тебя цену, когда с тобой сотрудничают различные организации и другие художники, ну и все такое.

Евгений: Это перекликается с первым вопросом. Это быть в тренде, необязательно в трендах Youtube, быть востребованным в узком кругу, платная подписка, premium account, шучу. Желание зрителя видеть твои работы вживую, их желание разгадать, почему они хотят видеть картины вживую, желание совершенствоваться и углубляться через твои работы. И, конечно, это внимание со стороны коллекционеров и галерей.

Вам еще может быть интересно:

podcast_edited.jpg
IMG_5527.JPG

Таймлайн: 192 дня протеста (обновленный)

   

 

Рассказываем, как политические события повлияли на культурное поле Беларуси.

Собрали всё самое яркое за 192 дня протеста и расставили в хронологическом порядке.

bottom of page