
MAF — всё. Проклятый 6-й этаж
"Это демонстрация в принципе неверных взаимоотношений между городом и культурой" — куратор экспозиции MAF о том, как скандал повлияет на культурное поле.
18.03.2021
В июне 2020 мы писали об открытии нового арт-пространства. Прошло чуть меньше года, и оно с шумом закрылось. Что, как, почему, кто виноват и что это значит для культурного поля — разбираемся в новом тексте.
16 марта 2021 площадка MAF объявила об окончательной отмене фестиваля и своем закрытии в соц.сетях. Ранее 6 марта MAF сообщили об отмене и возможном переносе фестиваля. Тогда же стало известно о проблемах площадки с «Горизонтом».
Пространство закрыто, внутри остались личные вещи арендаторов, аппаратура и картины художников. Стало известно, что в августе 2020 инвестор проекта бельгийский бизнесмен Этьен Вотье перестал платить за аренду, но договорился об отсрочке.
В интервью для tut.by директор MAF Евгения Орлова рассказала, что по истечении времени отсрочки Этьен Вотье не смог заплатить аренду. Чтобы получить доступ к помещению, Евгения пошла на условия Горизонта: предоставила им личные данные участников всех мероприятий в MAF и финансовую отчетность.
После этого, по словами Евгении, директор «Горизонт-Белинвест-Девелопер» Инна Ковалева начала вмешиваться в программу и требовать убрать из нее некоторых участников.
Что случилось?
Что говорят «Горизонт» и инвестор?
— Я потратил много энергии на этот проект, но, кажется, после такого подхода со стороны арендодателя обязательно покину эту площадку и постараюсь купить свое собственное пространство или арендовать другое, — поделился Этьен Вотье с tut.by.
Он рассказывает, что после событий в Беларуси не мог перевести частные средства со счета своего банка, хотя проблемы с переводами из бельгийских банков возникали и раньше.
— Действительно имеет место факт нарушения со стороны MAF договорных отношений, в том числе финансовых обязательств. Это основные причины ограничения доступа, — сообщила директор «ГБД» Инна Ковалева.
Этьен Вотье намерен погасить долг, как только сможет перевести деньги или приехать в Беларусь. Кстати, он начал заниматься пространством на 4 этаже здания на Куйбышева, 22 задолго до появления MAF и вложил туда более 250 тысяч долларов.
Евгения Орлова ищет юриста, поскольку материальная ответственность лежит на ней. Информации о том, чтобы какой-то художник смог забрать картину, к нам не поступало. О том, как развивались эти отношения и кто, как и с кем договаривался, Евгения подробно рассказала тут.
В Инстаграме пост о закрытии вызвал бурную реакцию. Люди разделились на две стороны: одни выражают соболезнования и делятся приятными воспоминаниями из MAF, другие делятся сложным опытом работы с Евгенией. Наши коллеги из Chrysalis Mag опубликовали мнения нескольких художников-участников несостоявшегося фестиваля по этому поводу.
А что сейчас?


техническая вечеринка dadalog в MAF в феврале 2021
_edited.jpg)
Что об этом думает куратор выставки MAF?
У этой ситуации помимо юридических и финансовых вопросов есть и другая сторона — искусство. Поговорили с участницей фестиваля — привлеченным куратором несостоявшейся выставки Еленой Наборовской.
— Там остались работы из моей личной коллекции. Но я верю в здравый смысл и стараюсь не переживать за судьбу этих картин. Хватает других картин, за чью судьбу я реально беспокоюсь, — говорит Лена. — К тому же художники и я делаем всё зависящее от нас, чтобы этот вопрос разрешился как можно скорей. Все участники пострадали, кто-то более эмоционален сейчас, кто-то менее. Это нормально, злиться — нормально. Главное, чтобы не было «желтизны».
Как отношусь к закрытию? Как и к любой потере потенциала — крайне отрицательно. Я могу показаться слишком спокойной, но это не так, просто привыкла к тяжелым историям и вместо эмоциональных разговоров хочу завершить эту историю или же окончательно понять, что не могу повлиять на приближение этого «завершения».
Повлияет ли это на культуру? Я не знаю, честно. Да, велик шанс того, что спонсоры культурных мероприятий станут относиться к проектам с еще большей опаской, требовать гарантий. Но нужно всегда разбирать каждый конкретный случай и стараться слышать все стороны подобных конфликтов. Да, на одну многофункциональную площадку стало меньше. У кого-то, как у меня, из-за этой ситуации резко изменились планы. Ну ничего, двери открываются и закрываются, главное — не разбить нос сквозняком.
Это конфликт не просто между арендодателем и арендатором, на мой взгляд, это демонстрация в принципе неверных взаимоотношений между городом и культурой, но давайте сейчас не углубляться в этот вопрос, там берегов не видно. Знаете, на какую мысль меня это всё навело? Учитывая, что я рассуждаю о реальности, где мы не меняем правила игры; высокая аренда, отсутствие постоянных инвесторов, медленный арт-рынок и так далее. Так вот, мне кажется, что лимит крупных культурных площадок на заводах исчерпан, уже есть стабильные классные места, соревноваться с которыми нет смысла. Возможно, нам нужны более травоядные места, где нет ни возможности, ни необходимости устраивать ночные тусовки, чтобы заработать на аренду. Возможно, это фантазия.
В заключение, 6-й этаж не проклят, как многие шутят. Просто там действуют очень конкретные правила игры, и, конечно, никогда нельзя пренебрегать опытом предыдущих арендаторов. Все мы уникальны и никто из нас не уникален одновременно.


техническая вечеринка dadalog в MAF в феврале 2021