
"Мы замечаем и хвалим своих музыкантов только после одобрения извне"
— создательница Сияния о том, какие шаги предпринимать начинающим музыкантам в Беларуси, почему закрылся клуб Молодость, и о политической сознательности.
23.06.2020
Алёна Гайдук — организатор “Сияния”, менеджер пост-панк дуэта Nürnberg, бывший арт-директор клуба “Молодость” и художник.
В интервью dadalog Алёна рассказала о “Молодости”, “Ballantines True Music”, и даже немного о политике.

“Если ты хочешь что-то изменить — начни с себя. Когда я почувствовала, что хочу слушать музыку в атмосфере свободы, открытости и самовыражения, которых не хватало в Минске — сама сделала первую вечеринку “Сияние” — я начала с себя”.
Юра: Несколько месяцев назад ты стала менеджером Nürnberg. Расскажи, как это произошло, и почему именно они?
Алёна: Я постоянно слежу за белорусскими исполнителями, как новыми, так и уже известными, чувствую себя охотником, который постоянно в поисках нового звучания. Nürnberg появились у меня в поле зрения случайно, даже не помню точно когда и где, но ухо зацепилось за мелодию, проект мне показался цельным и классным. И когда был шанс узнать группу поближе — я им воспользовалась. Поскольку я один из организаторов Ballantines True Music, моей задачей было найти артистов на совместный концерт с “Союз” и “Dlina Volny”. Конечно же, я предложила Nürnberg выступить, познакомилась с ними лично. Мы пообщались, Олег и Юра рассказали, что они думают о своей группе, как и чем живут. А их лайв в этот вечер прошел просто отлично, публика приняла группу очень тепло. Все это мне зашло, и я предложила парням вести группу как менеджер.
Они с радостью согласились, ведь из этого тихого белорусского музыкального омута сложно блеснуть дальше границы.

В общем, мы с ними пообщались, позже оказалось, что это самостоятельная группа, которая и сама себя неплохо продвигает, в социальном и музыкальном мире. К сожалению, после того как мы с ними завязались, составили планы на концерты, договорились на фестивали, в России и Европе карантин дал о себе знать — границы закрыли и ближайшие планы выступлений слетели с наших календарей. После выхода нового альбома у нас была онлайн-трансляция “Бяспечны Live”, которую предложили “Артсядзіба”. Пока концертный перерыв будем снимать клип и воплотим пару интересных идей. А сейчас все могут послушать новый альбом, по моему мнению, один из самых ярких белорусских альбомов этого года.
Сведением и мастерингом альбома занимался Рома из “Molchat Domá”. Я, для популяризации, спродюсировала съёмку, которая хорошо проявила себя в интернете, и через пару дней вышел альбом, который отметили многие зарубежные СМИ.
Моя роль в группе — организация концертов, ведение переговоров, помощь в ведении соцсетей, генерирование совместных идей. Они же творческие люди… Я по себе знаю, что продвигать себя, хвалить, говорить о себе хорошо — очень сложно. А когда у тебя есть менеджер, он может свежим взглядом посмотреть на творчество, подбодрить, указать на сильную сторону, дать дельный совет по продвижению, или наоборот намекнуть на минусы которые могут появиться в работе.
Ю: Насколько вообще, по твоему мнению, можно выделить отдельно белорусскую андеграундную музыку сейчас?
Алёна: По Nürnberg и их стилю, в интернете, и между друзьями, идет такое размышление, как белорусская новая волна. Туда входят не так много групп — “Molchat Domá”, “SUPER BESSE”, Nürnberg, Dlina Volny, Weed & Dolphins и, может, еще парочку. Сейчас именно их время. Это достаточно цельный пласт белорусской музыки, который просачивается в мир сквозь узкую щель в нашей границе. Это не аматорское творчество, а действительно продуманная и интересная музыка, качественный продукт талантливых людей.
Ю: Ты говорила о новых белорусских исполнителях, за которыми ты следишь. Кто они?
Алёна: Первое, что приходит в голову — проекты, участвующие в Ballantines True Music. Для этого проекта мы выбираем артистов работающих в рамках электронного формата. За короткий промежуток времени у нас уже выступали Shuma, Intelligency, Palina, Мustelide. С каждым годом музыкальных электронных проектов все больше - я в курсе всего, поскольку я занимаюсь “Сиянием”, мне много всего присылают послушать.
Альтернативная сцена в Беларуси есть, просто ей нужна поддержка. Ей нужны компетентные менеджеры, понимание того, как себя лучше представить, не теряться в этом музыкальном лесу, и уверенность в собственном деле. Мой совет любому артисту — делай только так, как можешь только ты.

"Эта черта мне очень не нравится — что мы замечаем и хвалим своих музыкантов только после одобрения извне. Нам нужно просто быть внимательными, и ориентироваться на свой вкус, а не вкус зарубежных авторитетов и слушателей".
Ю: Если судить по проектам, которые мы уже упоминали, они более популярные за рубежом, чем здесь. Как молодому (условному) проекту развиваться в белорусских реалиях (записать альбом, организовывать концерты и т.д.), чтобы добиться нужной популярности?
Алёна:
В первую очередь — нужно много работать над своим проектом, оттачивать свое видение и стараться воплотить его по максимуму круто.
Второй шаг — ты написал музыку, выпускаешь релиз, выгружаешь на любую платформу, например, создаешь группу в ВК (там достаточно удобная система). Можешь разослать это людям, которые занимаются продвижением, продюсированием, менеджментом — таким как я, например.
В третьих — написать в СМИ, которые работают в музыкальной сфере. Предложить им себя послушать.
Делать шаги навстречу массовости, социальным открытиям. Сейчас крайне сложно интровертам проявить себя. Если ты написал музыку и просто сел — конечно, ничего не будет. Загрузи, покажи — не нужно даже ничего говорить, просто попроси послушать, дай людям возможность услышать тебя. Потому что есть активные ребята, которые присылают свою музыку — что-то нравится, что-то нет. В любом случае это лучше, чем ничего не делать.
Те же “Molchat Domá” — я их нашла давно, когда они еще не были мейнстримом, о них никто не писал, о них, вообще, мало где знали. Я тоже — шуршала-шуршала, послушала, мне понравилось. В одном заведении у меня была возможность повлиять на лайн-ап мероприятия. Там выступали группа Nite Nite Nite, Dlina Volny, и я предложила третьими Molchat Domá. Они согласились, клево выступили, был прикольный концерт. Но спустя время о них все забыли — о них стали говорить здесь, когда они начали покорять Латинскую Америку, пошел тур по Европе. И в Беларуси заметили - “О, точно! Ничего такие ребята!”. Эта черта мне очень не нравится — что мы замечаем и хвалим своих музыкантов только после одобрения извне. Нам нужно просто быть внимательными, и ориентироваться на свой вкус, а не вкус зарубежных авторитетов и слушателей.
У белорусской музыки огромный потенциал и много талантливых артистов, я думаю все зацветет после перемен, в том числе и сфера искусства.
Ю: Ты — художница по образованию, активно занималась живописью до "Сияния". В одном из интервью ты говорила, что эта сфера отошла на второй план. Но, в твоем описании на Lockdown отмечено: “С 2020 Алена возобновила работу с монументальными по размеру холстами в технике живопись”. Когда можно будет ждать от тебя новых работ?
Алёна: Если ты художник, то ты сам в себе, ты больше всего общаешься с собой, находишься один. Когда ты организатор, тебе наоборот нужно раскрываться, научиться общаться и социализироваться. Я прошла этот путь — научилась быть социальным человеком. Из-за того, что вокруг меня много талантливых друзей и знакомых, я постоянно занята мыслями как их продвинуть, помочь реализоваться, потому что я чувствую в себе, что я знаю, как это сделать.
Но сейчас, из-за карантина, остановилось это социальное взаимодействие, я остановилась в своих мыслях, и поняла, что надо возвращаться к своим истокам, к тому, с чего я начинала. Но это не отменяет моей организаторской деятельности, потому что накопленный багаж позволяет быть качественным работником музыкальной индустрии.
О живописи — я сейчас возобновляю свою работу, но это не так легко, нужно накопить в себе энергию для первого рывка, чтобы все для себя обустроить, сделать комфортную атмосферу, начать работать, собрать материалы, осознать как ты все это будешь делать. Работы — на несколько месяцев, чтобы взять и начать. Я человек активный и трудолюбивый, поэтому через полгода можно будет увидеть мои работы.



Ю: Ты — дизайнер-фрилансер. Расскажи о наиболее важных дизайнерских работах для тебя.
Алёна: Я делаю афиши для “Сияния”, для меня это важно и принципиально. Зачем объяснять дизайнеру, что я хочу видеть, если я могу сделать это сама? Я это и умею и люблю! Когда просит кто-то сделать постер для определенных концертов, я всегда соглашаюсь. И я всегда сама делаю афиши для мероприятий, организатором которых я являюсь.


Весь образ мероприятия тоже продумываю я. Постеры, сопровождающие изображения. Образ концерта, копирайт, тексты для мероприятий тоже оставляю за собой. Большую долю креатива вносит в проект второй организатор проекта Алексей Будько. Настолько было удобно все делать самим по максимуму, что, сейчас, когда “Сияние” развилось очень сильно, и нужно нанимать больше людей, все равно ты хватаешься за все, хочешь сделать все своими силами. Ты точно знаешь, что будет так, как ты хочешь, и тебе не придется тратить время на долгие объяснения. В тех вещах где я не компетентна, я, конечно, работаю с профессионалами.



Ю: "Сияние" — как изменился проект за последнее время?
Алёна: Все изменилось. Сияние уже не остановить, проект как будто живет своей жизнью. Во-первых, изменился масштаб, он стал в несколько раз больше. Я не помню, сколько собиралось у нас людей на момент публикации в 34mag два года назад. Мы тогда делали вечеринки в клубе “Молодость”, который был и всплыл. Не помню даже, сколько там помещалось, в любом случае, рейва там быть не могло. Сейчас в среднем приходит 1500 человек, задействовано несколько залов ОК16, а на такой масштаб нужно много энергии, финансов и времени. Это уже другой уровень, ты взаимодействуешь с бо́льшим количеством людей.
Сейчас “Сияние” не просто мероприятие, для многих это важное событие в жизни. Громкий и качественный звук, общая звуковая волна синхронизирует людей, превращая все в единый мощный организм, давая почувствовать то, что больше нигде не сможешь испытать. Это приятнейшее из чувств — ощущения себя единым целым со всем миром.
Основная концепция “Сияния” только укрепилась — популяризация электронной музыки. Так как людей стало больше, появилась возможность видеть в своем лайн апе топовых артистов. И общее качество мероприятий улучшилось. Сейчас я чувствую огромную ответственность за музыку которая у нас играет, ведь проект имеет для многих большое влияние. Хочется насыщать ночную жизнь не просто качественным и интересным контентом, но и особым шармом, который рождается от еле слышного звоночка в сердце.
-
Наша цель — каждое новое мероприятие делать лучше предыдущего, даже если кто-то этого не заметит, для нас самих это такой пунктик, который мы должны всегда выполнять. Например, в организации звука, или визуализации, или уровня артиста - в любом случае, у нас что-то будет лучше, чем в предыдущий раз.
-
В концепцию “Сияния” также входит поиск новых белорусских имен. Я всегда открыта к диалогу с артистами и диджеями.
-
Третий пункт — привоз любимых артистов в Беларусь.

"Я сама себе не поверила — ты везешь своего кумира на свое мероприятие. Я подумала: “Я могу делать все, что хочу”. Это незабываемое ощущение".
Ю: Наиболее запоминающаяся вечеринка за последнее время, которая впечатлила публику?
Алёна: Выступление, которое впечатлило публику и меня, в частности, — это лайв Schwefelgelb из Германии, с которых, вообще, все начиналось, потому что, когда я услышала их музыку более 5 лет назад, я подумала: “Они такие крутые, я хочу увидеть это вживую”. Добавила себе в плейлист, часто слушала, из головы не выходили. А потом, через 3,5 года, уже появилась возможность привезти их в Минск. Я сама себе не поверила — ты везешь своего кумира на свое мероприятие. А потом ты с ними общаешься, и оказывается, они классные ребята, и я думаю: “Я могу делать все, что хочу”. Это незабываемое ощущение.
В тот момент, когда “Сияние” только появилось, я даже не могла представить, что оно станет таким, каким оно стало сейчас. Чему я очень рада.
Ю: "Сияние" участвует в сборе средств на ulej.by Для чего нужны деньги проекту?
Алёна: Это было в связке с Ballantines. Они делали live-сессии с промо-группами “Сияние”, барами “Karma”, “Хулиган”, и “Бассота”. Четыре онлайн-трансляции, параллельно которым собирались деньги. Сбор уже закончился, у нас, например, можно было купить билет на будущее событие. Никакого дохода у проекта нет уже три месяца в связи с отсутствием мероприятий. Что будет дальше, посмотрим, ведь сейчас, просыпаясь каждое утро, мы оказываемся в новой реальности.
Ю: Ballantines True Music, совсем молодой проект (около года). Расскажи, в чем его идея, чем он отличается от того же “Сияния”?
Алёна: У “Сияния” более узкий профиль — это техно-музыка, электронная музыка. В Ballantines могут выступить любые белорусские артисты. Это поддержка молодых музыкантов — “будь настоящим, не бойся проявить себя”. Площадка открыта для выступлений молодых артистов с бесплатным входом и в интересной локации. Люди могут прийти послушать музыку, познакомиться с новыми артистами не обременяя себя финансовыми издержками.

Ю: Серия вечеринок “Молодость” — проект уже завершенный?
Алёна: Да, энергетически мы его не смогли вынести. “Молодость” — вечеринка легкой, но классной музыки. Мы ее делали, все было прикольно, но, так как “Сияние” стало расти, и на него нужно больше энергии, все время, затраты, финансы, внимание, контакты - все туда.
Ю: Почему закрылся клуб "Молодость", арт-директором которого ты была?
Алёна: Сложно сказать, я не могу ответить на вопрос, что по-настоящему там произошло, так как директор клуба не отвечает на мои звонки. Перестали проводить мероприятия, клуба не стало. Для меня этот жизненный этап с долей негатива закрылся вместе с клубом. Хотя место было отличное, в самом центре городе, с большим потенциалом и хорошим посылом.

Ю: “Молодость” постигла судьба многих классных идейных площадок, которые в свое время закрылись. Как Ты думаешь, почему так происходит?
Алёна: Возможно, не хватает профессионализма, понимания того, что такое ночной клуб, неправильная расстановка приоритетов. Финансовый вопрос также играет свою роль — к моменту когда клуб откроется, владельцы заплатят налоги, аренду, у них уже не остается ничего, и к моменту открытия их уже должны знать и к ним с первого дня должны идти люди, чтобы хоть что-то зарабатывать. Но чтобы люди узнали о проекте и начали приходить — должно пройти время. Я могу быть советчиком по арт-делам, но ведение бизнеса, финансы — это не ко мне.
Часто мешают неправильно расставленные приоритеты — кто-то хочет побыстрее получить наживу, привозит попсовых артистов, повышает цены на вход и бар, но, по-моему, лучше рискнуть, и привезти классного артиста и быть первым в своей сфере. Делать что-то качественное и новое — это и есть движок ночной жизни Минска.
Ю: Насколько я могу судить, и по твоим работам, и по профилю, ты из тех, кому далеко не все равно, что происходит в нашей стране. Настолько, что ты 5 лет назад была наблюдателем на выборах. Как так произошло?
Алёна: Я всегда была заинтересована в том, что происходит в нашей стране. Когда ты слышишь со стороны, как проходят выборы, это одно, но когда ты попадаешь туда, в самое пекло, и видишь собственными глазами, это совсем другое. Я скажу, что это был стресс для меня, на всю жизнь.
Я писала отчеты в Facebook, с дрожащими руками, потому что меня разрывали эмоции: злость, обида, ненависть, горечь, безысходность, и ты ничего не можешь с этим сделать - “сиди и смотри”. Это как спорить с дураками. И вот я тогда сидела и смотрела, писала жалобы — было чувство, что я все это брошу, и не буду сюда приходить, потому что видеть одно и то же каждый день — действительно больно. Если ты человек с чувственной душой и слабыми нервами тебе лучше туда не идти.

"Я писала отчеты в Facebook, с дрожащими руками, потому что меня разрывали эмоции: злость, обида, ненависть, горечь, безысходность".
Ю: То есть, ты бы не повторила такого 9 августа?
Алёна: Если я почувствую, что мне надо быть наблюдателем в этом году - я пойду. Мы все в ответе за то, как будет развиваться наша страна. Если ты хочешь что-то изменить — начни с себя. Я всегда начинаю с себя. Например, когда я почувствовала, что хочу музыку, которой нет в Минске, сделала первую вечеринку “Сияния” — я начала с себя. На тот момент альтернатив проекту не было. Так и в деле гражданской ответственности — сейчас ты должен быть активным участником. Чтобы быть со своей совестью в дружеских отношениях, нужно действовать, тебя не должен останавливать страх, которым пропитано большинство населения Беларуси. Сделать правильный выбор на выборах. Бездействие в своей жизни это удел ребенка, и пока народ не станет самостоятельным, над ним всегда будет тот, кто будет указывать, что ему делать, и эти действия не всегда в пользу большинства. Я не понимаю, почему некоторые думают, что всё само собой изменится, и за тебя все сделают. Мне нравится самой быть ответственной за свою жизнь, за свои поступки.
Ю: Наблюдение на выборах была твоя инициатива?
Алёна: Да, меня никто не заставлял. Это классно, и ужасно одновременно. Если хочешь попробовать — будь готов к эмоциональному прессингу. Потому что ты там будешь один, а рядом с тобой будут еще пять, не таких, как ты.
